В зависимости от того, какой аспект (функциональный или эмоциональный) преобладает, различают два подхода: Jobs-as-Activities и Jobs-as-Progress.
Jobs-as-Activities Вариант «Работа как деятельность» используется, когда для человека больше важна функциональная сторона. Т.е. он «нанимает» продукт, чтобы выполнить конкретную задачу. Например, я хочу вечерами играть в компьютерные игры. Решить эту задачу можно несколькими способами — покупкой игрового ноутбука, ПК, портативной или стационарной консоли и даже приобретением топового смартфона. Таким образом конкретное «решение» будет наниматься исходя из способов достижения цели.
Это наиболее привычная концепция, во многом перекликающаяся с традиционной концепцией «болей», дополняя ее. Клиент, следующей этой модели рационален. Он выбирает товар изучая характеристики, отзывы и т.д.
Jobs-as-Progress Модель «Работа как прогресс» фокусируется на более глобальной цели клиента, отвечая на вопрос «чего он хочет достичь в жизни»? В этом контексте «работа» связана уже не с выполнением конкретной задачи, а с получением эмоций от достижения цели.
Она подразумевает, что выбор потребителя определяется четырьмя ключевыми аспектами:
- стремлением к лучшему будущему;
- препятствиями, которые мешают достичь этого будущего;
- мотивацией, стимулирующей к действию;
- доступными для достижения цели ресурсами.
Возьмем, к примеру, человека, стремящегося стать программистом, что даст ему чувство уверенности в завтрашнем дне и стабильности. Цель — стать финансово независимым. Основное препятствие — нет знаний в этой сфере. Мотивирующим фактором может выступать друг, который переехал в другую страну, а доступные ресурсы включают в себя поступление на профильные курсы, приобретение подходящего ПК. Таким образом, задача заключается в том, чтобы преодолеть эти препятствия и сделать шаги к достижению цели.