Знать своих покупателей “от и до” – единственный способ выиграть рыночную борьбу. Чем лучше вы понимаете аудиторию, тем меньше средств и ресурсов тратите на привлечение продаж. Правильно проведенное исследование клиентов поможет выявить глубинные потребности и научиться с ними работать.
Общая концепция
Кастдев по сути это очень простой порядок действий: пообщался с клиентами, создал продукт под их запрос, пообщался снова, улучшил продукт и так далее. Вы регулярно должны обращаться к своей аудитории, чтобы ваш продукт или услуга были реально полезны.
Название кастдев переводится как развитие клиентов (от английского Customer Development). Это простой и понятный для всех факт: вы будете успешны на рынке, если продукт будет востребован аудиторией.
Важно не путать CustDev с количественными опросами и глубинными интервью. Во-первых, CustDev подразумевает глубокое погружение в опыт конкретных людей, поэтому попросить 1000 людей заполнить анкету не будет являться CustDev.
Во-вторых, с технической точки зрения CustDev это фреймворк. Имею ввиду, методика проведения исследования это глубинные интервью, и они проводятся по фреймворку CustDev, т.е. мы выявляем опыт конкретного человека от взаимодействия с продуктом или выявляем проблемные для него зоны
В каких случаях полезен CustDev
Кастдев полезен и для выхода на новый рынок/вывода нового продукта, так и работы с существующими. Существующий продукт всегда можно улучшить для увеличения продаж и роста компании. А гипотезу о новом продукте можно проверить, чтобы понять, нужно ли в нее инвестировать.
Справа – пример целей одного из наших клиентов. Спектр задач перед исследованием достаточно широкий. В этом исследовании нужно в целом понять, как улучшить продукт и сервис, чтобы у компании больше покупали. Также важно было ответить на вопросы о том, как маркетингу привлекать больше заявок на покупки.
За улучшением маркетинга обращаются достаточно часто. К таким запросам относятся:
где рекламировать продукт, в каких каналах сидит аудитория?
как увеличить количество заявок/онлайн-покупок?
как сделать стоимость привлечения заявки/покупки дешевле, чтобы бюджет на рекламу тратился эффективно?
И да, по нашему опыту действительно можно улучшить результаты. Один из ярких кейсов – снижение стоимости привлечения заявки от таргета в 2 раза (с 800 рублей до 400 рублей). Кейс этот был в образовательной нише, где мы провели интервью с родителями, узнали, что для них важно, и внесли их цитаты в рекламные креативы. Настройки рекламы, при этом, не менялись: только подача смыслов.
Анкетирование или опрос? Оба метода количественных исследований - это по сути ответы на подготовленные закрытые вопросы. В них можно ответить да/нет, выбрать один или несколько вариантов. Разница лишь в том, что опрос проводится модератором по телефону или вживую (например, в торговом центре). А анкета высылается респонденту для самостоятельного заполнения. Пример того, как может выглядеть анкета (обычно мы создаем их через сервис google-forms):
Если опрос проводится по телефону, например, то модератор просто сам заполняет ту же анкету. В итоге получается большая матрица данных с типовыми ответами, которые уже можно анализировать.
На самом деле количественные исследования отвечают очень разным целям: от того, узнают ли ваш бренд, до того, как упаковка влияет на цену. Например, здесь пример слайда из отчета для застройщика премиум-класса: мы выявили, квартиры с каким видом отделки хотят покупать чаще всего:
Давайте рассмотрим подробнее, какие варианты количественных исследований есть.
NPS (Net Promoter Score) - для измерения лояльности. Позволяет узнать, насколько клиенты готовы рекомендовать ваш продукт другим людям. Помогает оценить уровень доверия и удовлетворенности потребителей, понять сильные и слабые моменты бизнеса.
UX-тестирование - метод, который помогает понять, как пользователи взаимодействуют с продуктом (сайт, приложение, интерфейс) и насколько комфортно, удобно и интуитивно они воспринимают этот продукт. Основная цель UX-тестирования — выявить проблемные зоны в интерфейсе, которые могут мешать пользователю достигать своих целей.
A/B-тестирование ориентировано на проверку гипотез и тестирование конкретных изменений в интерфейсе с целью понять, какой вариант лучше работает для достижения цели. Примером служит тестирование упаковки. Может включать вопросы о внешнем виде, удобстве использования и восприятии ценности продукта.
Качественные + количественные = лучший результат
Например, вы продаете косметику, и ваша ЦА - все женщины в стране от 16 до 60 лет. А вы провели интервью всего с 30 и составили качественный портрет аудитории: со всеми причинами, почему косметику покупают, и мотивациями: как эти средства влияют на восприятие себя и жизнь покупателей.
Но эти выводы сами по себе не объективны, ведь что такое 20 человек из миллионов? То, что вы увидели на интервью, может быть ошибочным мнением. Поэтому важно доказать с помощью количественных исследований, что выводы корректны или не корректны.
Например, в процессе интервью с клиентами мы можем выявить ключевые факторы, которые влияют на решение о покупке, и мы понимаем, что это цвет упаковки. И в процессе количественного опроса мы подтвердили этот вывод: 60% опрошенных через A/B-тестирование уже не готовы купить товар, если упаковка содержит красные оттенки.
Резюме
Исследование клиентов - мощный инструмент, который помогает точно понять, что нужно вашей аудитории, какие мотивы движут ее поведением и как ваш продукт или услуга удовлетворяют потребности. У вас остались вопросы? Будем рады ответить на них на бесплатной консультации! Наша команда подберет для вас подходящие методы исследования, которые дадут точные и полезные результаты для роста продаж.
Получите бесплатную консультацию от руководителя агенства:
Помогли вывести на рынок приложение онлайн-бухгалтерии и набрать первых 1500 пользователей
2021
Анализ рынка
Исследование аудитории
Авито
Вывод на рынок собственного образовательного продукта на основании исследований
2024
Анализ аудитории
Virtex Food
Анализ потребительского восприятия брендов ЧИМ-ЧИМ, Костровок и Гурмикс. Выявление сложностей, возникающих при взаимодействии с продуктами, формирования ядра аудитории и определения точек роста.
Корректировка программы и ценовой политики курсов MBA
Анализ узнаваемости
Продвижение
2022
Lebo Coffee
Работа над повышением узнаваемости бренда и охвата рекламы среди потенциальных потребителей
2021
Анализ аудитории
Глубинные интервью
UX-тестирование
Баночные коктейли
Для производителя № 1 в России по баночным коктейлям провели изучение потребителей. Разработали линейку упаковок «маленькие праздники». Бренд вышел в лидеры по продажам по РФ.
2024
Анализ аудитории
Virtex Food
Анализ потребительского восприятия брендов ЧИМ-ЧИМ, Костровок и Гурмикс. Выявление сложностей, возникающих при взаимодействии с продуктами, формирования ядра аудитории и определения точек роста.
Для производителя мясных полуфабрикатов из Ленинградской Области работали над восприятием бренда и упаковок. Разработали и протестировали упаковочные решения. Подняли розничные продажи на 7%
Вывод на рынок собственного образовательного продукта на основании исследований
2024
Анализ рынка и конкурентов
Исследование аудитории
Skillbox
Корректировка программы и ценовой политики курсов MBA
2023
Экологические услуги
Помогли компании услуг по экологической отчётности вырасти в выручке. После исследования взяли рекомендации по маркетингу и формированию тарифов в работу. Средний чек на ежемесячные услуги вырос с 35 000 рублей до 70 000 рублей.
Помогли изучить путь клиента и мотивы выбора тендерных отделов в химической промышленности. Собрали обратную связь от использования тендерной площадки. Объем активных пользователей вырос с 200 до 1500.
Исследование аудитории
2023
СберРешения
Помогли вывести на рынок приложение онлайн-бухгалтерии и набрать первых 1500 пользователей
Помогли изучить путь клиента и мотивы выбора тендерных отделов в химической промышленности. Собрали обратную связь от использования тендерной площадки. Объем активных пользователей вырос с 200 до 1500.
Помогли компании услуг по экологической отчётности вырасти в выручке. После исследования взяли рекомендации по маркетингу и формированию тарифов в работу. Средний чек на ежемесячные услуги вырос с 35 000 рублей до 70 000 рублей.
Совместно с агентством недвижимости «Тепло» проанализировали, как рынок недвижимости отреагировал на мобилизацию в 2022 году.
2024
Анализ конкурентов
Интервью с аудиторией
Агентство недвижимости
Помогли агентству вырасти до продаж премиальной недвижимости в СПБ с ценой от 15 млн рублей. До исследования агентство работало со средним чеком около 5–8 млн. Изучили путь клиента и составили рекомендации по маркетингу и продажам.
Анализ узнаваемости
Продвижение
2022
Lebo Coffee
Работа над повышением узнаваемости бренда и охвата рекламы среди потенциальных потребителей
2021
Анализ аудитории
Глубинные интервью
UX-тестирование
Баночные коктейли
Для производителя № 1 в России по баночным коктейлям провели изучение потребителей. Разработали линейку упаковок «маленькие праздники». Бренд вышел в лидеры по продажам по РФ.
2024
Анализ аудитории
Virtex Food
Анализ потребительского восприятия брендов ЧИМ-ЧИМ, Костровок и Гурмикс. Выявление сложностей, возникающих при взаимодействии с продуктами, формирования ядра аудитории и определения точек роста.
Статистика к выступлению в Торгово-Промышленной Палате СПБ. Изучили факты и цифры о мебельном рынке за 2022-2023 годы. Дали экспертную оценку и выводы по рынку после масштабных изменений.
Рынок мебели
Экспертные интервью
Рыночный анализ
2021
Мясные полуфабрикаты
Для производителя мясных полуфабрикатов из Ленинградской Области работали над восприятием бренда и упаковок. Разработали и протестировали упаковочные решения. Подняли розничные продажи на 7%
Мы еще верстаем кейсы для этого раздела
2023
СберРешения
Помогли вывести на рынок приложение онлайн-бухгалтерии и набрать первых 1500 пользователей
Помогли изучить путь клиента и мотивы выбора тендерных отделов в химической промышленности. Собрали обратную связь от использования тендерной площадки. Объем активных пользователей вырос с 200 до 1500.
2021
Детские поздравления
Помогли сервису поздравлений повысить выручку в 2 раза за год. Изучили семейные традиции и контекст маленьких домашних праздников. Узнали у родителей, как организовывают поздравления и события для детей.
Статистика к выступлению в Торгово-Промышленной Палате СПБ. Изучили факты и цифры о мебельном рынке за 2022-2023 годы. Дали экспертную оценку и выводы по рынку после масштабных изменений.